Время от времени мы проводили исследования цен на рынке переводов по Москве, результаты которых публиковали у себя на сайте. Результаты показывали, что рынок находится в полудиком состоянии, когда цены на одни и те же услуги примерно одинакового качества могут отличаться по цене чуть ли не на порядок. Заказчики очень плохо осведомлены о конъюнктуре, себестоимости услуг, критериях качества и т.д. В этом смысле, кризис может и должен эту ситуацию исправить, потому что в условиях обострившейся конкуренции выжить может только тот, кто способен предложить наилучшее сочетание цена / качество, информировать клиента честно о том, как устроена работа, за счет чего предлагаются те или иные цены на услуги. Все это представляется очевидным, но на деле ничего подобного не происходит. Цены не только не падают, но даже растут.
Естественный ход развития событий предполагает, что все игроки начнут бороться за заказчика путем снижения издержек и повышения качества, для чего ресурсы, безусловно, есть. Но цены не падают, а местами даже растут. Для этого предлагаются самые разнообразные объяснения. На самом же деле, не последнюю роль тут играет и коррупционная составляющая, к примеру, при работе по системе «откатов» никакие рыночные механизмы не функционируют, так как снижение цен не выгодно никому из участников процесса. А система «откатов» очень распространена на нашем рынке.
Кризис это время, когда растет цена только одного продукта - собственно денег. А все остальные цены должны падать или по крайней мере не расти. Конечно, можно сделать вид, что ничего не происходит. Но это безопасно только в том случае, если кризис краткосрочный. А если нет ?